Image Hosted by UploadHouse.com

Культура и история Балтийско-Черноморского региона

Объявление

Администрация форума не несет ответственности за содержание рекламных баннеров.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Культура и история Балтийско-Черноморского региона » «Серая» археология » Кто он, человек с "золотой" лопатой?


Кто он, человек с "золотой" лопатой?

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Кто он, человек с "золотой" лопатой?

"Черный археолог" как контркультурное явление, хранитель исторической памяти и спаситель культурного наследия

Дмитрий ЗАБОРИН

Лето — всегда пора сенсаций в одной и той же сфере: невидимой, но опасной для общества деятельности "черных археологов". Текущее лето, правда, было перенасыщено информацией, но все равно при известном старании перед пытливым исследователем предстает ужасная и вместе с тем волнующая картина. Ужасная потому, что "черные археологи" стали своего рода культурным (или, точнее, контркультурным) явлением, ручным бабаем, с помощью которого всегда можно встряхнуть сонного читателя и телезрителя. "Черный археолог" — это человек с металлодетектором и лопатой, враг всего доброго и светлого, безжалостно уничтожающий наше культурное наследие. Волнующей же картина является потому, что "черный археолог" — это персона хоть и анонимная, но зато всегда при деньгах, которые выручаются от продажи скифского золота, немецких касок и, конечно, оружия и боеприпасов.

В деле обличения "черных" плечом к плечу стоят "белые" археологи и милиция. Археологи напирают на ущерб для науки и культуры. Милиция с огромным удовольствием конфискует "целые арсеналы" и распространяет через СМИ страшилки на тему "может, рыбу глушить, а может — мост взорвать". Эту волну с удовольствием подхватывают журналисты. Вот цитата из типичного материала, опубликованного в одной популярной всеукраинской газете: "Поговорить журналисту с "черным археологом" было довольно-таки трудно. Знакомство с ним приравнивали к рандеву с киллером, мол, тот и другой нарушают закон, и чем выше ставка, тем меньше шансов выжить".

Да, желание репортера найти нечто пугающее и таинственное вполне объяснимо. Но когда к тебе обращается фотокор агентства Reuters с просьбой показать место, где есть солдатские кости, и "чтобы кто-то сидел их мыл", это уже относится к проблеме свободы безответственного слова. И как следствие этого — откровенные газетные и телефальшивки, приукрашенные байками о "хрономиражах" и "криках на местах боев". В итоге получается сборная солянка из сенсаций, которые часто не имеют никакого отношения к реальному положению дел. Поэтому давайте посмотрим на явление с другой стороны, аккуратно выстроив всю систему, начиная с жизни владельцев металлодетекторов и заканчивая исторической памятью. Конечно, воздав должное культурным ценностям.

Прибор для поиска золота. Владение металлодетектором украинские законы преступлением не считают, если только ты не появляешься с ним на территории охраняемых государством памятников (таковых в Украине насчитывается 416 из свыше 58 тысяч имеющихся). И хотя "правильные" археологи неизменно акцентируют внимание на разграблении древних курганов с помощью суперприборов, возможности применения поисковой техники, сколько бы она ни стоила, ограничены глубиной в метр-полтора. Что именно лежит в земле, машинка не говорит и уж тем паче не указывает, где золото.

Поэтому любители старины курганы не трогают, а работают только в местах с нарушенным культурным слоем. Это аксиома. К тому же в курганах, как правило, ограбленных еще в незапамятные времена, нет ничего ценного — обычно обломки керамики да ржавый нож или наконечник копья. Искать золото таким способом и с тем же успехом можно в собственном дворе.

Поэтому археологи-любители неплохо знают историю, умеют ориентироваться на изменившейся за века местности и обычно домой без находок не возвращаются. Но чаще всего это монетки и мелкие предметы быта, имеющие весьма скромную цену. И по большому счету, интересы "белой" и "черной" археологии нигде не пересекаются. В западных странах археологов-любителей даже привлекают к сотрудничеству с государством, что позволяет существенно расширить объемы поисковых работ без дополнительных затрат. В Украине все происходит с точностью до наоборот. Почему? Да потому, что здесь присутствует выгода.

К примеру, в киевском выставочном центре "Экспоплаза" ежемесячно проводится слет коллекционеров. Вход — платный, в огромном зале можно встретить все и всех — от скифского акинака до Президента Украины, постоянного гостя. И этот рынок преспокойно существует, не вызывая ровным счетом никаких нареканий. Возникает вопрос: если можно открыто торговать предметами, происхождение которых неизвестно, то кто удовлетворяет спрос на них и откуда они берутся?

Глупо предполагать, что рынок наполняют любители походов выходного дня. Подавляющая масса "черных", которых обвиняют в страшных злодеяниях, — это или местные жители, собирающие на бутылку, или любопытствующая молодежь. Есть профессионалы, целенаправленно зарабатывающие нелегальными раскопками, в том числе на территории археологических памятников. Очень серьезных людей немного и их почему-то не ловят никогда.

Теперь самое время поговорить и о "белых" археологах. Точнее, о причинах, побуждающих их вести боевые действия против "черных". Официальная археология в Украине испытывает тяжелые материальные затруднения, отягощенные подковерной борьбой за звания, должности, оклады, и т. п. Как утверждает мой знакомый, археолог с приличным стажем, к этому следует добавить бесконтрольный доступ к основным археологическим памятникам, музейным коллекциям, фондам, совместные с иностранцами экспедиции. Тогда сразу станет ясно, кто является основным поставщиком древностей на черный рынок.

Именно "белые", а не "черные" археологи, говорит эксперт, копают с помощью бульдозеров. Человеку постороннему нанять технику, пригнать ее на курган, "решить вопросы" с егерями, милицией не только невозможно, но и весьма невыгодно. "Белые", как и "черные", применяют металлодетекторы и несут "хабар" (словечко, прижившееся благодаря знаменитому сталкеру Стругацких) на продажу. Но именно по причине постоянного муссирования темы о грабителях-"черных" всякий может заявить, что все сказанное выше — бездоказательно. И официально это действительно так. Тем более что "белые" археологи проводят на местах раскопок научные изыскания.

Между тем, по приблизительным оценкам, оборот черного антикварного рынка в Украине составляет примерно два миллиона долларов в год. Регулярно выкапывать ценные предметы на подобную сумму, согласитесь, невозможно. Значит, их нужно откуда-то брать.

Показательна в этом смысле совсем свежая история с Эрмитажем и готовящаяся в России тотальная проверка музейных фондов. В нашей стране, по данным "Украины криминальной", действуют 525 государственных музеев и их филиалов, 6000 музеев функционируют на общественных началах. В их фондах хранится свыше 10 миллионов единиц исторических и культурных ценностей. Как именно хранится, никто не проверял. Притом музеи время от времени грабят.

В любом случае, учитывая спрос на рынках Европы и США, цена продаваемого могла бы быть куда большей. Но граница на замке! По крайней мере, частично: в соответствии с мировой статистикой, удается отловить лишь 8% историко-культурной контрабанды. Изрядная толика предметов старины уходит на черные рынки антиквариата в Москву и Петербург. Остальное покупают коллекционеры в стране.

Картина получается несколько неожиданная: выходит, только частные коллекции на данный момент гарантируют сохранность пресловутого культурного наследия. Предмет увлечения богатых людей остается на родине и никогда не станет предметом продажи с целью заработка. Никому ведь не приходит в голову обвинить в грязных делишках Виктора Ющенко с его коллекцией старины и знаменитым казацким перстнем-печаткой, явно не переданным по наследству. Так почему же я своими силами не могу собрать — если не за деньги, так с помощью металлодетектора, — свою собственную коллекцию по казачеству?

В целом налицо чистой воды бизнес-конкуренция, когда одна организация пытается стать монополистом на рынке, используя в качестве прикрытия заботу об интересах науки. Конечно, мы не можем огульно обвинять всех археологов — среди них хватает честных ученых. Но совершенно нелогично запрещать что-то одним только потому, что они "плохие", и разрешать то же самое другим лишь оттого, что они "хорошие". Логично было бы создать такую систему, чтобы всем было хорошо, и в первую очередь, культурному наследию.

Тротил для чеченских террористов. Если у любителей старины проблем возникает, в общем-то, немного (если они не занимаются контрабандой), то с "военными" археологами и коллекционерами все гораздо сложнее. Рвение правоохранителей оправдать можно: незаконный оборот оружия и боеприпасов — сфера их компетенции. Другое дело, что только идиот потащит домой неразряженные боеприпасы или станет стрелять из трофейного оружия: все это может привести к печальным последствиям. Поэтому бандитам это не нужно. Как правило, не интересны военные железки и саперам МЧС: экспериментально доказано, что в глушь служивые выезжают только закрывать план.

Я сам, много лет проработав в газете, ни разу не встречал в милицейских сводках преступлений, совершенных с помощью военного железа. Кухонный нож — вот самое страшное оружие современности!

Здесь наличествует поразительнейший парадокс: закона СССР, устанавливающего уголовную ответственность за куплю-продажу боевых наград, никто не отменял. Но при этом на объявления "банк купит награды... антиквариат... сабли" никто не обращает внимания. Наградные знаки свободно продаются на толкучках в каждом крупном городе страны. Но они не трансформируются в милицейские показатели с такой легкостью, как полуистлевшие стволы.

И еще о сбыте: "военные" коллекционеры, как правило, не покупают трофейных вещей, сохранность которых оставляет желать лучшего. Настоящие деньги делают "барыги", занимающиеся скупкой товара у населения. Однако на слуху всегда только "черные копатели", особенно любители немецких "скарбов": ведь кроме всего прочего они еще и оскверняют память наших героически сражавшихся предков!

Кстати, а есть ли у нас эта память? Накануне Дня Победы в метро ко мне подошел бодрый старичок и предложил материально помочь ветерану. В ходе короткого, но содержательного разговора я узнал, что война — это пот и кровь, что Белую Церковь освобождал Людвиг Свобода, что мой собеседник награжден боевыми орденами Красного знамени и Славы (сразу первой степени). И что в 1941 году ему было… семь лет. "Ветеран" не ожидал прямого вопроса о годе рождения, и сам был страшно удивлен результатам простого подсчета.

Этот человек стал для меня своеобразным индикатором того, что память о самой страшной войне все больше превращается в пустой звук. Посмотрите: последняя, 61-я годовщина, пролетела почти незаметно на фоне лживых фильмов-новоделов о войне и концерта "мегапопулярной" европейской группы Brainstorm в центре Киева.

Нет смысла тратить деньги на парады: реально воевавших людей осталось в живых совсем немного. Естественно, публично об этом никто не скажет, как и о том, что ветераны все годы независимости влачили жалкое существование. Но самое ужасное и обидное, что до сих пор в лесах, на полях и в болотах лежат тысячи непогребенных советских солдат.

В ноябре прошлого года под Борисполем я с товарищами подняли из двух ям посреди большого совхозного поля останки пятерых моряков Днепровского отряда Пинской военной флотилии, офицера и медсестры. В 1941 году они окопались на небольшом кургане, чтобы прикрыть отступавших товарищей. Там и остались... Пригнанные немцами селяне раздели тех, кто был поцелее, побросали тела в наспех вырытые ямы вместе с оставшейся амуницией и присыпали землей.

Шестьдесят лет по защитникам родины пахали, сеяли, собирали урожай. Девчонку с трогательным пластмассовым браслетиком и простеньким гребешком, когда-то державшим волосы, мы доставали трясущимися руками... Чтобы через пару недель увидеть, как скорбно стоят перед телекамерой представители какой-то партии, рассказывая, как они вот этими самыми руками возвращают павшим имена.

К чему я веду: поиск павших и их родных в Украине является по большей части делом энтузиастов, выезжающих в поля и леса за собственные средства. Ведь они потом сами обзванивают однофамильцев людей, погибших много лет назад, — а вдруг? Может, отзовется на том конце провода человек, чей отец или дед не вернулся домой с войны?

Да, есть те же местные жители, копающие цветной и черный металл для сдачи в лом. Но большинство копателей идут в лес опять-таки из чистого интереса и как дети радуются найденным гильзам и осколкам. А это сегодня самая распространенная находка на местах, где проходили бои. Пулеметы ведь давно закончились.

И тут возникает еще одна коллизия. Если человек не хочет вступать в официальный поисковый отряд, значит, он — потенциальный преступник. Но и "официал", занимающийся именно поиском бойцов, оказавшийся вне своего района с лопатой и прибором, тоже преступник. Более того, он должен получить кучу разрешений на любое шевеление. Поэтому найденных бойцов иногда не могут захоронить по полгода, и они лежат в сараях и гаражах. И происходит это в самом развитом в плане поисковых работ городе-герое Киеве! В столице страны, потерявшей в войне каждого пятого жителя! О периферии и говорить не приходится.

…И новое лето встречают солдаты, скорчившиеся от ужасной боли на дне окопов. Упавшие навзничь с разверстым в крике ртом, оставшиеся лежать на безымянном поле. Разбросанные взрывом по лесу. Сброшенные кучей в воронки при "очистке местности". Умершие от ран в полевых госпиталях и похороненные тут же. О них еще есть кому помнить, кроме самих ветеранов и "детей войны". Можете и дальше называть этих людей "черными археологами", но для сохранения исторической памяти они делают больше, чем все вместе взятые радетели от политических партий и государственных институций.

Есть предложение внедрить новые элементы "уравнивания в правах ветеранов", пойти, наконец, дальше показухи, псевдоисторического сюсюканья и телепередач о покушениях на Гитлера. Погибшие красноармейцы имеют право покоиться на таких же аккуратных кладбищах, как и "упивцы". А ветераны Повстанческой армии пусть, наконец, узнают, сколь постыдно мала социальная помощь государства, и как ему наплевать на стариков с их болезнями и бытовой неустроенностью…

У нас должно быть то, что давно существует в Германии: государственная программа по поиску и захоронению павших. Нужна координация деятельности поисковых отрядов, отдельных поисковиков и местных органов власти, а заниматься этим должны сами поисковики, которые знают друг друга и поддерживают постоянные контакты.

Археологи-любители должны иметь возможность сообщить об обнаруженных останках или взрывоопасных предметах (коих в лесах великое множество) тем, кто "на всякий случай" не устроит у них дома обыск. Еще один важный момент — координация с российскими и белорусскими отрядами, публикация в интернете книг памяти, обмен данными о найденных солдатах...

Сегодня в Украине — лишь жалкое подобие системы поисковой работы, созданной еще в советское время. А те, кто мог и хотел бы перейти в профессионалы, делать важное и нужное дело, довольствуются редкими выездами по выходным, разрываясь между своим увлечением, семьей и работой.

Я предвижу аргумент против: у государства нет денег на все эти изыскания. Аргумент не принимается. Хотя бы потому, что дело касается не "дохлых скифов", а наших современников и войны, победа в которой — едва ли не последняя гордость, объединяющая миллионы людей живой, теплой нитью. В конце концов, как сказал 9 Мая этого года сам Президент Виктор Ющенко, "все они боролись за Украину, а значит, она им чем-то обязана"…

…Денег, чтобы делать это большое дело, и нужно-то не очень много. Необходимы средства хотя бы на захоронение. А если бороться за достижение цели — найти всех брошенных и забытых солдат, — не стыдно и деньги добывать, и быть в роли просителей. Главное, чтобы не мешали, не выкручивали руки, не поносили с голубых экранов, путая праведное с грешным…

2

несмотря на то что в теме всё время говорится "ЧА", "ЧА" она больше подходит для раздела "Серая" археология, куда я её и перенес.

3

Черные археологи: по кромке закона

Черную археологию можно сравнить с рыбалкой. Если тебе доставляет удовольствие сам процесс, лови рыбу на удочку, но будь готов, что добычи хватит только чтобы накормить кошку. А если ты хочешь разбогатеть на рыбной ловле, отправляйся туда, где нерестятся лососи, перекрывай реку сетью, лови всех подряд, вспарывай им животы и набивай бочки красной икрой. Если тебя не убьют конкуренты и не посадят в тюрьму, ты станешь очень богатым человеком.

КАКИЕ ОНИ?

Традиционно сложившийся у обывателя образ черного археолога: беспринципный охотник за наживой, глумящийся над могилами павших бойцов. Это неправда. Хотя бы потому, что на раскопках (на копе, как говорят черные археологи) много не заработаешь.
Копари – люди специфические. В «цивильной» жизни черный археолог может работать госслужащим, мелким бизнесменом, да вообще кем угодно, и это не имеет значения: все знают, что только на копе он настоящий.
Ради чего эти люди протопывают пешком десятки и сотни километров, выкапывают вручную кубометры земли, часто рискуя нарваться на милицию или беспредельщиков? В первую очередь, они увлеченные люди. «Мы ищем не вещи, а поиск вещей», – сказано в подписи одного из участников копарского форума.

Что ими движет? Желание подзаработать – да, но в последнюю очередь. Конечно, если в процессе раскопок попадется ценная вещь из тех, которые копарь не коллекционирует, он ее продаст. Но эти деньги – скорее небольшое подспорье, чем заработок.
Тяга к приключениям? Легковесно. Скорее всего, азарт. Стремление к риску и боевому братству, не реализованное у большинства современных мужчин. Надо видеть, как они ходят по селам в камуфляжах, с ножами на поясе, шокируя местных жителей.

Чаще всего копарям от 25 до 40 лет. Их знаниям по истории и археологии позавидует любой профессор. Но выражаются они с оборотами, которых профессора не употребляют. На копе могут и выпить – но никогда не напьются.
Как все люди, чей успех зависит от случая, копари суеверны. Они надеются на фарт (именно на фарт, удача капризна, потому что женского рода) и в шутку призывают на помощь «Санкта-Хабариуса» («хабар» на сленге – добыча копаря).

ЧТО КОПАЮТ?

Как правило, копари специализируются на одной теме и копают только ее. Условно их занятия можно поделить на четыре типа: монеты, антика, «Триполье» и «война». Все, кроме Трипольской керамики, современные археологи находят с помощью грунтового металлодетектора. Кроме него, часто используется щуп (Т-образный граненый металлический прут) и всегда – лопата.
Копать можно круглый год, но лучше всего – весной и осенью, когда земля не замерзла и поля не засеяны. По пшенице с аппаратом не походишь!

1. МОНЕТЫ

Не все коллекционеры монет только покупают или выменивают их. Некоторые находят сами. Монеты и украшения они ищут на местах древних стоянок или поселений. Особо популярны поселения Черняховской культуры, где можно найти античные монеты, например, римские денарии, которым по две тысячи лет. Еще «на Черняховке» находят всевозможные бронзовые бляхи и фибулы (заколки на плащ). Такие находки характерны для центра Украины (например, Кировоградской области).

Все готово для поиска монет

На первом в своей жизни копе монет я нашла денгу 1731 года. Парой часов позже пригласивший меня человек стоял на берегу речушки и задумчиво смотрел на два больших валуна с узким просветом между ними. Просвет был прощупан металлодетектором, под валуном оказался серебряный итальянский медальон XVIII века.
Большинство монет стоят сейчас феноменально дешево. Например, за 9 полтораков – серебряных монеток первой половины XVII века – просят около 20 долларов. Рядовые древнеримские денарии стоят от 10 долларов штука, а медные дореволющионные монетки «с орлом» – всего пару гривень.

Копаные солиды - "кристинки"

Не дороже стоят и другие предметы, которые часто «поднимают» копари: от 10 долларов фибула или бляха, а за 6 железных наконечников X века их владелец просил всего 30 долларов.
Наибольшим спросом, как объяснил нам черный археолог Игорь (имя изменено), пользуются сейчас на рынке серебряные монеты позднего средневековья (барокко) XVI-XVII века – талеры. Самый рядовой талер в хорошем состоянии стоит от 100 долларов. Но такую монету еще попробуй найди.

Почему все так дешево? Во-первых, говорит Игорь, «полстраны копает». С тех пор, как 10-15 лет назад появились и стали доступны простым людям металлодетекторы, количество найденных монет резко увеличилось и цена, соответственно, упала. Во-вторых, на цену монеты влияют два фактора – ее состояние и редкость (монета, выпущенная 5 лет назад ограниченным тиражом, стоит дороже, чем огромным тиражом тысячи лет назад).
Заработать, копая монеты, практически невозможно – разве что найдешь клад, где их будет сразу 2-3 тысячи. Но Игорю известно всего несколько случаев, когда такие клады действительно находили.

2. АНТИКА

Антику копают на юге Украины – в Крыму, Херсонской, Одесской, Николаевской областях. В сферу интересов специализирующихся на ней черных археологов входят поселения греческих городов-полисов, а также скифские и сарматские захоронения. Только на этой теме и можно реально заработать – золотые вещи из скифского могильника продаются в Украине от 100 долларов за грамм. Но это в том случае, если тебя не убьют конкуренты и не поймают правоохранители – за тем, на чем можно заработать, и контроль жестче. Поэтому, как правило, такие копари не работают в одиночку с лопатами, а «по-быстрому» сносят древние курганы и могильники экскаватором. Видимо, у них «все схвачено».

Знакомый рассказывал про двух новичков в копарском деле, которые в две лопаты разрыли скифский курган и нашли там золотые украшения, оцененные впоследствии в несколько миллионов долларов. Через какое-то время ребята «нашли» этот клад на собственном земельном участке, сдали его государству и получили законную четверть (по цене металла). Но такие случаи – почти нереально редки.

Найденные на территории Украины античные ценности, к сожалению, в большинстве своем не остаются на родине. Поезд «Севастополь-Москва» называют археологическим – это главный канал подпольной переправки раритетов в Россию.
Рынок антиквариата в нашей стране, говорит Игорь, носит хаотичный и неуравновешенный характер. В следующем году всемирно известный лондонский аукционный дом «Сотбис» собирается открыть в нашей стране филиал. Тогда настоящие коллекционные раритеты вырастут в цене, и торговля ими будет происходить более цивилизованно. Они будут заноситься в каталоги, и их перемещение за пределы Украины будет затруднено.

3. «ТРИПОЛЬЕ»

Некоторые любители копают трипольскую керамику. С помощью щупа они находят остатки хат, где более четырех тысяч лет назад жили наши предки. Если повезет, в одной хатке может находиться от трех до десяти маленьких целых расписных банячков («чернильниц»). Их цена – от 30-50 долларов. Большой расписной баняк, собранный из осколков процентов на 80, стоит 300-400 долларов. Бинокуляр – редкая вещь, похожая на два перевязанных посередке снопа – может стоить 600-700 долларов. Верхняя часть большой антропоморфной фигурки и крупная зооморфная фигурка – от 100 долларов.

Такая хатка раскапывается примерно за неделю, и заработок копаря зависит не только от его знаний и везения, но и напрямую от количества переработанных кубометров.
«Триполье» копают в значительной степени для заработка, но деньги, как мы видим, небольшие. На любой, даже неквалифицированной, работе можно получать больше.

Выкопанные изделия через личные контакты продают перекупщику. После реставрации тот перепродает изделие высокопоставленным коллекционерам. Его цена при этом вырастает в 2-3 раза.
В Украине есть несколько крупных коллекционеров (Игорь назвал две всем известные фамилии). Они, по его словам, плохо разбираются в антиквариате, подборку для них осуществляют искусствоведы. Богатые люди, говорит Игорь, лишней копейки не заплатят. А простой коллекционер снимет последнюю рубашку, но нужную ему вещь купит.
Кстати, последние пару лет трипольская керамика практически открыто продается на слетах коллекционеров, проходящих в Киеве в последнюю субботу каждого месяца.

4.«ВОЙНА»

Драгунский карабин системы Мосина образца 1909 г.

У них это называется «ходить по войне». Занятие опасное (найденный тобой снаряд может рвануть, а за найденные у тебя оружие или боеприпасы могут посадить) и неблагодарное – заработать на нем практически невозможно, т.к. редкие награды, коллекционное оружие в хорошем состоянии и т.п. попадаются очень редко.

К поездкам «на войну» ребята готовятся всю зиму. Изучают военные мемуары и карты боев, а уже на месте опрашивают местных жителей.
Большинство этих копарей соблюдают неписаные правила: если находят останки солдата, хоронят его, иногда подзахоранивают в находящиеся поблизости братские могилы, сообщают о найденных останках и советских, и немецких солдат в официальные поисковые организации. Но есть и мародеры, выбрасывающие человеческие кости куда попало и даже разрывающие могилы. Ребята называют их выродками. Это из-за них, похоронив бойца, они не ставят на могиле креста – иначе немедленно разроют в поисках добычи.

Черные археологи знают правду, которую скрывает официальная история. Считается, например, что в 1941 году нашим войскам катастрофически не хватало боеприпасов. Но, раскапывая места боев 41-го года, ребята почти не находят в земле стреляных гильз, а находят целые патроны, рассыпанные как попало. Это означает, что в первые месяцы войны солдаты массово выбрасывали боеприпасы и бежали либо сдавались в плен.

Копарь позирует, сидя на «хабаре» – советских артиллерийских гильзах к трехдюймовкам

Как парни поступают с найденным «хабаром»? Из патронов высыпают порох, гранаты дезактивируют, удаляя из них «начинку», а винтовки и карабины просверливают. После чего их можно законно присоединить к своей коллекции.

ИСТОРИИ С КОПА

Быть черным археологом – иногда весело. Как-то Д. залез с металлоискателем на огород к одной старушке – поискать монеты, а тут и хозяйка. Увидела человека в авиационном шлемофоне на голове (это вместо наушников) и со странным прибором в руках. «Ти хто такий? Що тут робиш?». А Д., еще до того, как залезть на огород, заприметил, что под хатой у бабки растет мак. «Мак шукаю», – говорит. Бабушку как ветром сдуло…

Иногда быть копарем страшно. Однажды С. с коллегой метровым щупом исследовали траншею. И «двинули» по снаряду или мине. Рвануло сильно. Очнувшись, С. увидел, что он весь в крови, а ног ниже колена нет. От его крика очнулся товарищ. К счастью, оказалось, что кровь – от небольших осколочных порезов на лице, а ноги ниже колен… присыпаны землей. Повезло.

Такие опасные находки валяются в лесу просто так

Однажды двое копарей нашли следы явного криминала – скелет ребенка, завернутый в полиэтилен. Сообщили ли они в милицию, нам неизвестно. Возможно, что и нет – кому нужны проблемы?

ЧТО ЗА ЭТО БЫВАЕТ?

На кого нарветесь. Законы сформулированы предельно нечетко. С 2004 года в Украине действует «Закон про охорону археологічної спадщини», разрешающий раскопки только официальным организациям, имеющим все необходимые разрешения. В ст. 10 этого Закона сказано: «Використання будь-якою особою металодетекторів та інших приладів для  пошуку об'єктів археологічної спадщини або рухомих предметів, пов'язаних з культурним шаром, без наявності відкритого листа і дозволу на проведення археологічних досліджень є незаконним». Под определение «объект археологического наследия» может подпасть что угодно, на чем сохранились следы человеческой деятельности, но на практике эта норма не работает.

В Уголовном кодексе Украины есть статья 252 «Умисне знищення або пошкодження територій, взятих під охорону держави, та об'єктів природно-заповідного фонду», предусматривающая штраф до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишение свободы до трех лет. Под нее, по-видимому, можно подвести черных археологов, копающих в заповедниках и на территориях, признанных археологическими памятниками. В Административном кодексе есть статья 92 «Порушення правил охорони і використання пам'яток  історії  та культури» – штраф от трех до семи минимумов.

Что это означает на практике? За поиски монет на полях и огородах вам не будет ничего. Монеты лежат в пахотном слое, который повредить невозможно при всем желании: до вас это сделал плуг.
За ямы, выкопанные в лесу, вам тоже ничего не будет. Если, конечно, при вас не найдут боевых патронов, винтовок, гранат и т.д. Тогда будет очень плохо. В старом уголовном кодексе эта статья имела номер 222 (сейчас 263), и ее называли «три гуська». От двух до пяти лет.
В скифские курганы и прочая лучше не лезть – если не покалечат, то посадят.
А еще, если копаете в одиночку, вы рискуете (при любом из видов копа) нарваться на беспредельщиков, которые изобьют вас и отберут аппарат. Так что осторожнее...

КАК СТАТЬ КОПАРЕМ?

Понадобится немного – и очень много. Из вещей – лопата, желательно щуп и грунтовый металлодетектор.
Слабенький металлодетектор, с небольшой глубиной поиска и без дополнительных функций, обойдется вам примерно в 300 долларов. Хорошая модель, с жидкокристаллическим дисплеем, позволяющая получить информацию о типе обнаруженного предмета (гвоздь, пробка, фольга, кольцо, монета), металле, из которого он сделан, и глубине, на которой лежит, стоит от 1000 долларов и выше.

Из личных качеств – огромные знания, смелость, упорство и авантюрный склад характера. И друзья, которые примут новичка в свою компанию. Если вы не журналист, у вас на это больше шансов – никакого освещения их деятельности люди, ходящие по кромке закона, не приветствуют.

Елена БЕЛОЗЕРСКАЯ.
Фото автора

("Украинские Итоги", октябрь 2007)
http://bilozerska.livejournal.com/30599.html


Вы здесь » Культура и история Балтийско-Черноморского региона » «Серая» археология » Кто он, человек с "золотой" лопатой?