http://o-val.ru/zp/

http://www.uploadhouse.com/fileuploads/826/826776cc282f38cd63433f24152f26a18f4130.jpg

Не заграждай рта у вола молотящего
12 августа 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Часто люди, глядя на священнослужителей, откровенно соблазняются. Вон поп пузо наел, на «мерседесе» поехал, дом построил. Как справедливо пел в своей песне один киевский священник-бард: «Не в том беда, что мы уселись в «мерседесы», а в том беда, что мы в плену у суеты» (о. Сергий Киселёв. «Собратьям-священникам»). Очень часто доводится слышать от людей неверующих, которые практически не бывают в храме: «И за что я должна отдавать священнику деньги? Он же там, в церкви, ничего не делает!» Ответ на этот вопрос довольно простой. Спросили эту женщину: «Ну, а Вы в церкви на службе были? От начала до конца?» – Она говорит: «Да нет, я десять минут постою, мне тяжело, я ухожу». А батюшке не тяжело – всю службу?.. Сами для себя посещение храма люди считают непосильным трудом, но, глядя на священников, как-то не думают о том, каких трудов стоит та же молитва, то же предстояние за свой народ, богослужение и исповедь.

Передать то, что испытывает священник, совершая службу, или принимая исповедь, – довольно сложно. Сам я не раз пытался это сделать... к сожалению, могу сказать, понимали меня только священники, потому что они сами это пережили. Для того чтобы совершать службу, надо не иметь что-то внутри себя, а самому находиться в чём-то. Быть как резонирующая струна. Знаете, если на балалайке долго играть, у неё струны разогреваются. Точно так же и молитва, и труд священника – это, безусловно, труд. Говорю вам это не для того, чтобы показать, какой я хороший и какие батюшки хорошие, а говорю для того, чтобы глубже понять то, о чём сегодня слышали мы в апостольском чтении.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел отвечает на этот вопрос. Ещё в апостольские времена нашлись христиане, которые сказали: «А мы не поняли, мне все работаем, собираемся в церковь, на наши тайные собрания. А чего это мы должны кормить этих апостолов? Только за то, что возглавляют они нашу молитвенную жизнь, только за то, что они принесли нам благую весть о Христе?» Апостол Павел, будучи прекрасным знатоком Закона, приводит в пример Ветхий Завет, и объясняет, какое там было установление о священнослужителях. Говорит о том, что ещё у Моисея «написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1 Кор. 9, 9). Впрочем, предупреждает он и себя, и своих собратьев от любостяжания.

Сегодня перед службой спросили, как понимать это место? Не знаю, наверно, говорить об этом можно много и долго. Каждый священник, равно и как каждый мирянин, делает для себя вывод сам. Вот приходит батюшка совершать требы и возникает вопрос, спрашивают прямо: «Сколько это стоит?» Что ответить? Храм Божий – не магазин. То, что мы готовы пожертвовать на храм, то, что мы готовы пожертвовать лично священнику – это наша собственная жертва. И часто люди смущаются, когда не видят в храме прейскуранта: венчание столько-то, крестины столько-то, и так далее. И сами не знают о том, что эти печальные прейскуранты в наших храмах появились во времена советской власти по её строгому и неукоснительному требованию. Для того чтобы лучше было обирать Церковь налогами, и заставляли вывешивать в наших храмах таблички, что и сколько стоит, тем самым внося соблазн в неокрепшие души. Тем самым превращая церковь в какое-то подобие торжища.

Сейчас этого нет. Во многих храмах не найдёте вы никаких ценников. В некоторых храмах уже, слава Богу, стали появляться коробки со свечами, возле которых просто стоит карнавка и написано: «Вы берёте столько, сколько вам нужно. Вы даёте столько, сколько вы можете». Но это требует от человека тоже определённых усилий. Знаете, как наш народ привык – всего и бесплатно! Есть такие люди... увидит, что свечки бесплатно, и уже не будет знать, в какой карман класть. Хотя оно ему и не надо. И получается очень-очень просто. Вот меня когда спрашивают: «Батюшка, а сколько это стоит?» – я отвечаю: «Нисколько. Чем больше, тем лучше». Пусть каждый человек сам определяет, сколько он может дать. Это его собственное веление сердца.

Как показывает пастырская практика (не примите только за комплимент)... вот придёт человек, видно по всему – богатей, пальцы веером, зайдёт в храм, в кармане рукой поперебирает, найдёт мелочь, которую выбросить не успел, её и оставляет. А свои, те, кто постоянно ходят в храм, кто имеет свои семьи, свои экономические проблемы, не такие большие зарплаты и пенсии, готовы поделиться всем, что у них есть. И я искренне каждому своему прихожанину благодарен за это. Благодарен за эту жертву на наш храм, на моё содержание.

Всё происходит по слову апостольскому, происходит именно так, как сказано в Священном Писании. Так, наверно, и должно быть. Поэтому будем с вами... не то чтобы «отдадим всё на храм», а будем внимательнее относиться к Священному Писанию, апостольским посланиям, где есть ответы на многие вопросы, причём вопросы столь тонкие, что порой вызывают в наших сердцах недоумение. Если же мы будем исследовать Писание, то с лёгкостью получим разрешение своего недоумения. Ибо там, где не хватает нашего ума, нашего понимания, уже позаботился об этом Бог в слове Божием.

Аминь