У многих собирателей монет и бумажных денег зачастую оказывается какое-то количество металлических бон, жетонов, марок и других знаков, назначение которых не всегда ясно. Они сиротливо лежат отдельно, так как их владельцы сталкиваются с трудностями при их определении и систематизации. Давно назрела необходимость систематизировать металлические боны, жетоны и другие суррогаты, носящие различные платежные функции и составить подробный их перечень.
# Любые жетоны, будь то рекламные, которые торговая фирма распространяет среди покупателей с целью рекламы своей продукции (жетоны имели круглую форму, иногда с ушком); или угольные печатки, которые в конце XVIII и в XIX веке применялись на частных владельческих заводах Урала, Колыванском и Олонецком заводах для расчета с крестьянами, доставлявшими на завод топливо (древесный уголь). Эти печатки носили исключительно учетную функцию;
# или водопроводные марки, выпущенные от имени городской управы и городских водопроводов для получения населением города воды из водопроводных будок и бассейнов. На марках обозначалось количество ведер воды, которое имел право получить обладатель этой марки;
# или марки с натуральным или товарным обеспечением: "обед", "завтрак", "1 фунт мяса" и т.п., которые выпускались различными организациями как своеобразный кредит для своих служащих и клиентов;
# или игральные марки, служившие условной разменной единицей при карточной игре. На марках, в большинстве своем круглых, малого размера, помещалось изображения мифологических существ, зверей, портреты знаменитых людей и т.п.;
- все они являются нумизматическими памятниками, представляют интерес и могут быть изучены.
Нас же будут интересовать только те металлические боны, которые имеют цифровые обозначения (кроме игральных марок "spilmarke", на которых стоят цифры). Металлические боны, выпущенные Бухарской республикой, Хорезмской Народной Советской Республикой, Армавирским отделением Госбанка, Акционерным обществом "Арктикуголь" на острове Шпицберген, как боны, имевшие обязательное хождение, в перечень не вошли.
В литературе вопрос о металлических бонах освещается крайне скудно, обычно о них заходит речь в связи с так называемыми частными деньгами. Действительно, основное принципиальное значение металлической боны заключается в том, что она выпускается какой-либо частной организацией для своих целей и не предназначена для повсеместного обращения. В этом смысле нет принципиальной разницы, кроме материала изготовления, между бумажными бонами офицерского собрания 92-го запасного полка, выпущенными в Саратове, и металлическими бонами офицерского собрания 78-го пехотного Навагинского полка, между бумажными и металлическими бонами, имевшими хождение в кафе Фанкони в Одессе.
Как известно, выпуск частных денег в России был запрещен законодательным путем. Чем же объяснить, что, несмотря на это, частные боны, в том числе и металлические, продолжали выпускаться и получили относительно широкое распространение? Причины всего этого, носят двоякий характер. В качестве одной из причин следует назвать стремление владельцев заводов, фабрик и других предприятий к увеличению своих прибылей. Так, например, "собственные деньги" в виде бумажных бон выпускались соляными промыслами "Уркач", Дайханской конторой в Мургабском Гос.имении, Краснянским винокуренным заводом наследников генерала М.Н.Раевского.
Рабочие и служащие часть заработка получали подобными бонами и "отоваривали" их в лавках, принадлежащим фирмам. Сибирский золотопромышленник Н.Базилевский, выпустивший во второй половине XIX века собственные деньги" на 10-копеечной марке боне, так написал :"Марки эти выдаются вместо наличных денег только служащим в нашей компании и получают обратно от них тоже как наличные деньги за съестные припасы и товарные вещи, забираемые ими из промысловых магазинов или запасов".
Организованная борьба рабочих, в особенности в период перед революцией 1905 года, заставила капиталистов избегать выпуска бон от своего имени. Владельцы фабрик и заводов пошли на ухищрения и начали организовывать при своих предприятиях различного рода общества потребителей и кооперативные товарищества с широкой сетью лавок и магазинов, от имени которых и выпускались боны.
Старый сормовский рабочий М.И.Князев, вспоминая то время, писал: "До 1896 года зарплату выдавали только два раза в год. Вскоре порядок был изменен, и рабочие стали получать деньги ежемесячно. Однако, выплаты зарплаты систематически задерживали. В таких случаях рабочие, сами того не осознавая, фактически беспроцентно ссужали владельцам заводов значительную часть своей зарплаты. Вместо денег с рабочими расплачивались марками, так называемыми фофанами (каждый стоимостью 25-30 копеек). По ним можно брать продукты и товары в фабричной лавке, которая существовала в Сормове под вывеской "Общества потребителей". Цены в лавке "Общества потребителей" были намного выше, чем в магазинах, и рабочие справедливо называли их "потребиловкой". На "фофаны" сормовские рабочие могли получать продукцию также и в частных лавках Сормова (купцов Попова, Котова, Тютина), с которыми у заводоуправления была договоренность.
Расплачиваясь с лавками, городская контора вычитала у рабочих из зарплаты соответствующую сумму и выплачивала этим лавкам 10% надбавки за счет рабочих. Это приводило также к значительному снижению заработной платы рабочих.
Во время выборов в правление Общества потребителей зачастую разгоралась борьба между рабочими и хозяевами предприятий; последние старались провести в члены правления своих ставленников, которые заботились бы, в первую очередь, о выгоде хозяев. Однако, вскоре рабочие взяли в свои руки всю деятельность Обществ потребителей и их кооперативов, заставив служить делу поднятия их благосостояния и их революционной борьбе. Большую роль в развертывании революционной борьбы в Сормове играло "Общество потребителей" в начале XX века, руководство которым было отвоевано у заводоуправления и передано в руки рабочих. И если в 1899 году рабочие громили ненавистную "потребиловку", то в 1901 году под руководством сормовских социал-демократов они добились перевыборов правления Общества. В предвыборной кампании, в которой кроме 2500 членов Общества приняли участие многие рабочие, уполномоченными представителями Общества потребителей были выдвинуты рабочие. Администрация завода отстаивала свои кандидатуры, но голосование дало громадный перевес представителям рабочих. "Потребительское общество" в 1901-1905 годах играло большую положительную роль в революционной работе. Сама компания за передачу управления в руки рабочих и исход борьбы показали массам силу единства и организованности.
Этот период может характеризовать выпуск бон Каменским обществом потребителей при Днепровском заводе, Обществом потребителей служащих и рабочих Николо-Павдинского имения наслед. Воробьева, Обществом потребителей служащих и рабочих Прохоровских копей и др.
"Вследствие недостатка на рынке денежных знаков" - так зачастую оправдывался выпуск собственных бон. Однако немалую роль здесь играли и экономические интересы. Выпуская свои частные боны эмитенты расширяли оборот, тюк. Клиент, получивший "сдачу" бонами, был вынужден прийти вновь, чтобы истратить эти боны, ибо в другом месте их не принимали.
Выпуск частных бон и их обращение основывалось исключительно на материальном доверии к эмитенту. Население довольно охотно брало частные боны, так как фирмы были заинтересованы в "стабильности их курса" и всегда отпускали на них продукты и товары, тем самым создавая авторитет выпущенным бонам.
Кроме того, население избавлялось от неудобств и расходов, связанных с разменом денег. В журнале "Вестник Европы" за 1876 год в томе IV в статье "Из эпохи Крымской войны" её автор Ф.Стули пишет о разменном кризисе, вызванном Крымской войной: "Однако в Крыму было редкостью не только серебро, но и рублевые и трехрублевые ассигнации. Мне самому случалось за размен 25-рублевых купюр на трехрублевые и рублевые заплатить 2 р. 50 коп., т.е. 10 %. Наиболее бойкие бакалейные магазины давали сдачу своими марками, которые стали обращаться как деньги".
Иногда несколько фирм, выпустивших свои "деньги", договаривались между собой о взаимном "отоваривании" чужих и своих бон, и тогда "сфера хождения" бон несколько расширялась, однако все же она оставалась весьма ограниченной.
Совсем иное назначение было у другого распространенного вида металлических бон, так называемых "трактирных марок", появившихся во второй половине XIX века и имевших чисто служебную, учетную функцию. Они предназначались для "внутреннего" расчета между служащими и кассой