Image Hosted by UploadHouse.com

Культура и история Балтийско-Черноморского региона

Объявление

Администрация форума не несет ответственности за содержание рекламных баннеров.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Охота на реликтового динозавра"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

с почившего в бозе http://xlt.narod.ru/default.html

"Охота на реликтового динозавра" или "Черт угощает дракончика бананом" или "Битва на Калиновом мосту". Медное тверское пуло, 15 век. Князь Иван Иванович Молодой. Княжил в Твери в 1485-1490 году после захвата Твери Москвой.
Надпись:"ВЕЛИКОГО КНЯЗЯИВАНА ИВАНОВ".

У Орешникова описание этой монеты (таблица IV № 185,186) звучит так:
"Сидящий черт с бородою и в остроконечной шапке, вправо; в поднятой руке меч; длинный хвост черта, проходя и загибаясь между ногами, оканчивается фантастическим животным с зубчатою спиною и с лапами, обращенными влево; линейный ободок."
Орешников считает, что изображен черт лишь потому, что хвост дракона что хвост реликтового динозавра соприкасается со спиной человека. Но человек держит МЕЧ - явный признак княжеской власти. У человека есть шапка и борода, но нет РОГОВ. Это, безусловно, никакой не черт. Это даже не мифологический сюжет. Здесь изображена аллегория на происходившие в те годы переломные события. Рассмотрим несколько версий, лежащих на поверхности.
Здесь явно изображен князь, побеждающий некоего врага. Монету эту чеканил Иван Иванович Молодой, сын царя Ивана III, короткая и трагическая жизнь которого была отмечена следующими поворотными в истории России событиями:
1480 г. - Стояние на реке Угре. Иван Иванович возглавляет вместе с отцом войско, силой оружия отказавшись платить "ордынский выход" Золотой Орде. Татарское иго на Руси закончилось. Началось иго московское. На монете князь замахнулся мечом на ненавистную татарскую гадину, и та, убоявшись, шипя уползает. Отождествление Орды со змеем часто встречалось в былинах ("Тугарин Змеевич"). На Востоке, например в Китае, дракон до 20 века был символом императорской власти.
1485 г. - Взята Тверь. Из Твери был изгнан родной дядя Ивана Ивановича, искавший союза с Литвой. Великий князь тверской Михаил Борисович бежал в Литву прихватив казну и бросив на произвол московских войск свой город и своих людей. На монете Иван Иванович рубит хвост, символическую пуповину, соединяющую его родственной связью со змеем, олицетворяющим дядю - врага московской политики.
1485 и далее - установление власти Московской патриархии на большей части территории России (Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь...). Языческие пережитки и ереси решительным образом искореняются. С монет удельных княжеств пропали все языческие народные символы - волки, жар-птицы, крылатые кони, утки и т.д. Змей (реликтовый динозавр), Змей-Горыныч, Ящер (Яша) был символом язычества, поклонение водному змею производилось в самых древних языческих ритуалах. На монете князь силой оружия уничтожает язычество. Кстати, позднее этот же сюжет уничтожения исконной народной веры был объединен с другим типичным изображением монет Ивана III - всадника с копьем. Получился "Георгий Победоносец", всадник побеждающий змея - вполне европейское изображение. (Поклонение змею дожило в народе до XIX века и было зафиксировано собирателем фольклора А.Н.Афанасьевым, N.517. Несознательные люди ставили в церкви перед образом Георгия Победоносца две свечи. Одну для Георгия, вторую - ДЛЯ ЗМЕЯ).
Что любопытно - в Англии абсолютно в то же самое время, в 1485 г., окончилась война Алой и Белой розы и к власти пришла династия Тюдоров. И начиная с 1489 года в Англии начали чеканиться золотые суверены с этим же сюжетом!!! И чеканятся до сих пор, как и копейки с Гергием Победоносцем в Москве. Победа Георгия над драконом, запечатленная на этих монетах символизировало, видимо, нечто большее, чем просто сюжет из жития святых. В том же 1485 году Иван III взял Тверь и на тверских монетах тоже появился сюжет победы над драконом.
Заметим, что символ победы князя над змеем, обозначающий объединение страны носит в XV веке чуть ли не планетарный характер. На другом конце вселенной, в Китае, изданный в 1494 году исторический роман "Троецарствие", начинается так: "Основатель Ханьской династии Гао-цзу, поднявшись на борьбу за справедливость, отрубил голову Белой змее и обьединил всю Поднебесную".
Видимо, аналогия имеет место быть - сходные исторические события обозначались сходными символами.
Таким образом не исключено, что эта монета - ПАМЯТНАЯ МОНЕТА НА СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА. Менее вероятна бытовая сценка "охоты на реликтового динозавра". И уж совсем маловероятен "фантастический сюжет" - в дошедшем до нас фольклоре сцена битвы "черта" с драконом, насколько мне известно, пока не встречалась. В былинах есть только один аналогичный сюжет - боя Добрыни со змеем. Из сказок такой сюжет известен лишь в "Битве на Калиновом мосту", но, впрочем, и он несет в себе изрядную долю символизма.

2

Утка вьет гнездо

"Утка вьет гнездо" - Рождение Мира. Тверское медное пуло, 15 век. 14 экземпляров

Сюжет аверса явно перекликается с финским эпосом "Калевала". В русском фольклоре утка не является ни священным животным, ни тотемным. Утка у русских - это просто домашняя птица, не более. Но у финских племен, потомки которых до сих пор живут в Тверской области, сохраняя свой язык (только не надо говорить, что они якобы переселились туда в 17 веке из Финляндии - если кто и переселялся, то к компактно живущим землякам), к утке отношение другое. Она вполне заслуживает изображения на монете.
Согласно мордовскому варианту легенды, наиболее близкому территориально к Волжской Болгарии, мир произошел так: по первичному Океану плавала утка (гоголь, нырок), которая нырнула на дно, достала комочек земли и из этого комочка возникла Земля и все живое на ней." (Б.А.Рыбаков "Язычество Древней Руси", стр.587)

3

"Артиг" - нижненемецкое произношение слова "Oртуг" (в русских летописях также - "артуг").
       ...В 1320-х годах полновесные Любекские пенни и Готландские Ортуги (=12 брактеатов) стали пользоваться у населения Прибалтийских государств такой популярностью , что девальвированные крохотные ливонские монетки практически исчезли из обращения. Дерптский епископ, реагируя на потребность рынка в бОльшей монете, в 1346-1373 годах начал чеканку собственных "Артигов". (1 серебряная Готландская марка = 24 счетным артигам = 156 монетам артиг). Монета стала использоваться не только в Ливонском ордене, но и в Эстонии, где в 1360 году тевтонские рыцари начали чеканку артигов в Ревеле (сейчас это очень редкие монеты).
        Артиги (артуги) стали популярны и в соседних русских княжествах. В Новгороде начиная с 1410 года их ввели в официальное денежное обращение. В Новгородской летописи это событие в 1410 году отображено так: "начаша Новгородци торговати белками Лобци и гроши Литовьскими и артуги Немецкими, а куны отложиша".

       Из 4-х видов валюты, упомянутых в этом сообщении, точно известны только два - гроши и артуги. Что такое "Лобцы" ("лопцы"), а также "белки" (через "ять", также "бели") и "куны", упоминаемые еще в "Слове о полку Игореве" - для науки до сих пор загадка. Как выглядели отвергнутые новгородцами куны - не осталось никаких свидетельств. Одни ученые считают, что куны - это "кожаные деньги", другие - что это фракции серебряных дирхемов, третьи - что это меховые шкурки животных, четвертые - что это древнерусские сребреники, пятые - что это сокращение от латинского "pecunia" ("деньги"). А вот как выглядели артиги, можно увидеть на приведенном фото, тут сомнений нет ни у кого.

       Введение серебряных иностранных денег взамен старых кун было отражено и в древнерусских былинах. Былинный герой Микула Селянинович покупал соль на "серебряные гроши". Не исключено, что именно на артиги, которые были тогда весьма популярны не только в Новгороде, но и в Финляндии и Швеции.
        Однако качество артигов постепенно падало и в конце концов их стали делать не серебряными а ПОсеребряными. Настоящего серебра в них было чуть больше, чем золота в школьной золотой медали. Америка с ее серебряными рудниками еще не была открыта, и в Европе свирепствовал жестокий "серебряный голод". Снижение веса приводило к утончение европейских монет до такого предела, что они становились толщиной с фольгу и чеканка на них была односторонняя ("брактеаты"). Россия выходила из положения путем чеканки крошечных проволочных серебряных копеек, Ливонский же орден выходил из положения путем серебрения медных монет. Помимо малого содержания драгметалла, артиги раздражали население тем, что быстро теряли "благородный" внешний вид. По внешнему виду найденной монеты хорошо видно, что сквозь отдельные потертые детали аверса сквозь серебро проступает медь, на боковой грани серебра нет вовсе, а медные окислы на реверсе вовсе съели изображение. Ну что это за валюта?! (Да и как ее чистить-то? Монета сия доставила хлопот не только новгородцам.)
        Я теперь прекрасно понимаю, почему по словам той же летописи в 1420 году "месяца Мая начаша Новгородци торговати денгами сребряными, артуги попродаваша Немцемъ...". Попродавали артиги обратно немцам - так сказать, "я возвращаю ваш портрет…" - сами, мол, торгуйте на такое добро.
        Хотя, вероятно, дело было вовсе не так просто. И возможно, отказ новгородских торговцев пользоваться некачественной монетой отражал не купеческие капризы, а некие политические и экономические перемены в самой Ливонии в начале XV века.
       ...К тому времени епископ и магистр Ливонского ордена втянулись в длительное противостояние, переходящее временами в открытый вооруженный конфликт. Причиной конфликта послужило то, что епархия Дерпта хотела сохранить политический суверенитет и отделиться от остальной Ливонии. В результате этого конфликта вопрос о согласовании денежной чеканки затянулся до 1420 года, когда магистр и епископ наконец договорились обсудить накопившиеся проблемы. Ассамблея собралась 13 января 1420 года, а 13 июня магистр ордена приказал денежным мастерам прекратить чеканку артигов сроком на два года чтобы накопить серебро для подготовки денежной реформы. Не дожидаясь официального заявления магистра (как мы видели - еще в мае!!), оборотистые новгородские купцы, попродавали артиги обратно в Ливонию ничего не подозревавшим немцам. Их решение легко можно понять - они, видимо, опасались, что артиги начнут принимать по фактическому содержанию серебра ("обмен купюр"), и поспешили избавиться от них, пока "курс обмена" артига не рухнул. Что произошло с ливонским рынком, на который обрушился новгородский вал и без того обесцененных артигов, осталось для историков "за кадром"...
       С этого момента в Новгороде началась самостоятельная чеканка проволочных денег из чистого серебра. Вес денги был неизменен до самого конца суверенной чеканки Великого Новгорода около 1478 г. Стабильность новгородских денег вызывало такое уважение населения всех русских княжеств, что Иван III взял за основу новой денежной системы всей Руси именно новгородскую денгу, "новгородку", ставшей теперь "копейкой".
        Псковитяне "отложили кунами торговать", предпочтя "артуги", на год раньше новгородцев (1409 год) . Но и в вопросе отказа от артигов проявили куда больше терпения. Они терпеливо дождались конца двухлетнего "моратория", когда в 1422 году Ландтаг Ливонской конфедерации представил проект чеканки "усиленного" артига = 12 пфенннгов, который вскоре стал известен как "Шиллинг". Считается, что архиепископ Риги возобновил чеканку новых "усиленных" артигов в 1426 году, но мог начать ее и в 1424 году. Тогда же магистр ордена начал чеканку шиллинга со своим именем. В 1424 году в Псковской летописи отмечено: "Псковичи отложиша пенязми артуги торговати и приставиша мастеровъ денги ковати въ чистомъ сребре". Поскольку псковитяне избавились от старых артигов именно в 1424 году, вполне можно предположить что и чеканка новых артигов началась в том же году, т.е. 1424. Псковитяне просто дождались выхода новой монеты и сразу избавились от старой.

       Заметим, что в этом сообщении из Пскова упоминается слово "пенязь". Это и есть тот самый пфеннинг, 12 штук которого составляли "усиленный" артиг. Слово это проникло в русский язык задолго до рассматриваемых событий. По правилам древнерусского языка при заимствовании слов из германских языков окончание "-инг" менялось на "-язь". Так "викинг" стал "витязь", "конунг" - "князь", "шиллинг" - "шелязь" (или "шеляг"), "пфеннинг" - соответственно "пенязь". А поскольку "витязи" под руководством "князя" в X-XI веках собирали дань с покоренных славянских племен "шиллингами" и "пфеннингами" (подобно тому, как нынешние рэкитеры собирают дань долларами), то слова "шеляг" и "пенязь" стали в те времена весьма распространенным и дожили до нашего времени в названиях некоторых среднерусских деревень.

        ...Ни новгородцы, ни псковитяне позже не пожалели о своем отказе от ливонской монеты. Инфляция и снижение качества "усиленного артига " продолжились прежними темпами и в 1450 году чеканка нового шиллинга опять на несколько лет прекратилась.
        В денежном обращении Новгорода артиги были 9 лет, в обращении Пскова - 14 лет. На раскопках Новгорода, по свидетельству П. Гайдукова, было найдено около ста артигов, в том числе и в кладах. За пределами этих земель до сих пор был найден только один экземпляр этой монеты в г. Торжок. Это не слишком удивительно, поскольку, по свидетельству Герберштейна, одна половина Торжка принадлежала Новгороду, а другая Твери. Но приведенная на фото монета была найдена далеко от Новгородских границ. Это - вторая находка артига в России вне пределов Новгорода и Пскова. Монета для коллекционеров, может и не самая редкая, в Прибалтике их хватает. Но сам факт находки артига в Тверском княжестве, без сомнения, - редчайший.
________________________________________

Информация wwwgeocites.com/Athens/Olympus/5539/vocab/vocabul.html :
       АРТИГ (Ортуг). Серебряная монета, использовавшаяся в Ливонской конфедерации начиная с середины 14 столетия до начала 15 века. Артиг был еденицей денежного счета в Скандинавии в раннем средневековье (1 Артиг = 1/24 марки или 1/3 оре). Артиги чекинились Ливонским орденом в Таллине (Ревель) и епископом Тарту (Дерпта), использовались во всей Ливонии включая Ригу. Вес артига был 1.0 - 1.2 г, диаметр 18 - 20 мм. 1 Артиг = 3 пфеннига (Любекского типа) в системе денежного счисления Ливонской Конфедерации. После денежной реформы 1422-1426 гг. в Ливонской конфедерации артиги стали называться шиллингами. Начиная с 1420 года артиги чеканились также архиепископом Риги.

Смотри также:
Medieval Livonian Numismatics by William Urban